Автор фото - dfulmer .

Если у нас чего-то много, нам нужен каталог, чтобы во всем этом разобраться. Если вы пришли в библиотеку, то поиск нужной книги возможен либо перебором всех книг, либо поиском по каталогу. Если он есть.
То же с фотографиями.
Часто можно слышать - мне это не нужно. Я не профессионал, я любитель. Действительно, если надо просмотреть 300-500 превью, это не проблема. Но архив фотографий как-то незаметно быстро вырастает до десятков и сотен тысяч фотографий. И ситуация с библиотекой повторяется.
Даже размещение фотографий в отдельных папках по поездкам или датам решит проблему только частично. Попробуйте в таком архиве найти, например, все фотографии лошадей, сделанные вами в разные годы. Думаете, все свои фотографии Вы помните наизусть? Скорее всего, это не так.

Метаданные
Основу любого каталога фотографий составляют метаданные.
Так называют данные о данных. Применительно к фотоснимкам это будут невидимые на картинке данные, которые сопровождают фотографию. Это и дата съемки, и модель камеры, которой снимок сделан, и данные о владельце камеры, и ключевые слова, описывающие изображение.
Камеры пока еще ничего не знают о сюжете снимка. По крайней мере, не вписывают ключевые слова автоматически. Это работа фотографа.
Сразу возникает вопрос - насколько это трудоемко?
Перед тем, как ответить на этот вопрос, поговорим о рабочем процессе.

Рабочий процесс и каталоги
Под понятием Workflow часто понимают обработку фотографий. Но это очень узкое определение. Рабочий процесс - это все шаги между получением начальных изображений (вход) и получением готового результата (выход). И правильная организация рабочего процесса - это и экономия времени, и денег, и более качественный результат.
Если говорить о каталогизации, есть много программ, которые позволяют его организовать.
Это и Aperture, и Extensis Portfolio, и iView, и Photo Mechanic…
Пожалуй, одна из самых распространенных - Lightroom, и рассматривать каталогизацию можно на ее примере. Тем не менее, основные принципы можно реализовать в любой из этих программ.

Пожалуй, основная задача - быстро найти нужные фотографии.
Представим, что у нас есть один диск (раздел) с фотографиями. Там находятся все наши фотографии.
Затем у нас есть еще один диск (раздел), на котором лежат
- каталог (скажем, SQL база данных)
- файлы превью наших фотографий.
При такой структуре мы всегда можем сказать, где, на каком физическом носителе лежат наши фотографии, а где наш каталог.

Возможная схема организации каталога :

Каждая съемка путем импорта изображений копируется в наше хранилище фотографий и сразу помещается в каталог. Затем мы добавляем к фотографиям ключевые слова и рейтинги. Часто вместе с рейтингами выполняется базовая коррекция изображений. После чего наши фотографии становятся полноценной частью нашего архива. Их можно отфильтровывать по условию, собирать в коллекции и т.д.

Именование файлов
Камеры именуют файлы фотографий буквенным префиксом и порядковым номером. Это имя почти не содержит полезной информации. Мало того, эти имена могут повторяться.
Желательно поменять имя файла во время импорта на нечто более вразумительное.

Правила составления имени:

- длина имени - не более 31 символ, что включает себя 3 символа расширения.
- без пробелов. Пробелы по-разному кодируются в разных операционных системах, поэтому их использование в именах нежелательно. Загружая файлы на web сервер, вы, скорее всего, помещаете их в Unix систему. И очень может быть, что при наличии в имени пробелов файлы не будут найдены.
Кроме букв и цифр можно использовать подчеркивание, тире и точку для отделения имени от расширения.
- все буквы маленькие. Если смешивать маленькие и большие буквы, в некоторых операционных системах вы не сможете найти свои файлы.

Возможная схема именования:

- год, месяц, день съемки.
- имя, напоминающее о предмете съемки.
- 4 цифры порядкового номера.

Если мы работаем с черно-белыми копиями, в конец файла можно добавлять bw. Если это файл со слоями, то можно добавить l. И так далее.

Выработка такой персональной схемы позволит очень быстро находить файлы по имени. Даже если файл случайно перенесен в другую директорию.

Последовательность импорта файлов:
- копируем файлы (не перемещаем!) на диск с использованием предварительно созданного шаблона именования, информации об авторе, и настроек обработки. После того, как копирование вместе с изготовлением резервной копии выполнено, оригинальные файлы с флеш-карточек можно удалять.

На этапе импорта ключевые слова лучше не назначать из-за проблем со словами - омонимами. Позднее этой проблемы можно избежать назначением иерархических ключевых слов. Так, «кран» как строительный механизм и «кран» как элемент водопроводной системы будут восприняты иерархическим каталогом как разные понятия.
Лучше не начинать работать в режиме Previous import, в который мы попадаем сразу по завершению процедуры импорта, а перейти либо в файловую структуру, либо сделать коллекцию, так как часть функций (например, User order) в этом режиме не работают.
Не желательно перемещать файлы фотографий средствами операционной системы. Если это сделать, программа-каталогизатор «теряет» фотографии. Чтобы избежать потерянных файлов, все изменения местоположения фотографий лучше делать внутри программы.

Подписи к фотографиям (Caption)
Позволяют напомнить, что изображено на снимке. Очень полезны при съемках в путешествиях.
Используются поисковыми системами для индексирования изображений, выводя их в начальные строки результатов поиска.

Рейтинги
Идея установки рейтингов идет от способа сортировки пленочных слайдов, когда слайды раскладывались на световом столе, выбранные помечались точкой на рамке, из этих выбранных еще раз выполнялась выборка и помечалась второй точкой и т.д.
Флажки Pick и Rejected позволяют выполнить начальный отбор фотографий. Рейтинги от 1 до 5 звезд помогут в оценке удачности фотографии. Цветовые метки могут использоваться как способ пометки файлов по другим критериям (панорама под сборку, в портфолио, для агентства).
Рейтинги 5 и 6 (красный флажок) часто используют для отметки лучших фотографий.
Если сделать Smart Collection с отбором по 5 звездочкам или по «красному флажку», мы всегда будем иметь актуальное портфолио, в которое автоматически попадут лучшие фотографии.

Ключевые слова
В LR очень много сделано для упрощения добавления ключевых слов.

По возможности лучше использовать иерархические ключевые слова. Например, географическое положение:
Страна > Непал > Катманду > Пашапутинах

В случае использования неиерархических ключевых слов мы получаем длинный список не связанных между собой слов - это лучше, чем их полное отсутствие, но хуже, чем правильно построенная иерархическая система. К тому же иерархические ключевые слова проще «накладывать» на фотографии.
Из предыдущего примера: определив название места Пашапутинах мы одновременно заносим в каталог, что это в Катманду в Непале.

Назначение ключевых слов возможно несколькими путями:
- переносом фотографий на ключевое слово
- переносом ключевого слова на выделенные фотографии
- синхронизация метаданных
- использование «аэрозольного баллончика» для назначения ключевого слова (слов через запятую), или ластика для стирания слов,
- выделение фотографий и пометка их галочкой слева от ключевого слова
- начать набирать ключевое слово в соответствующем поле, а LR предложит уже существующие варианты.
- добавление одного иерархического ключевого слова из нижнего уровня иерархии автоматически добавляет и все вышестоящие слова из этой иерархии

Ключевые слова для публичного (при экспорте) и личного использования (public and private).
Личные (private) ключевые слова отличаются тем, что они не экспортируются при экспорте фотографий.

Часто private keywords используются для имен снимаемых людей, имен клиентов и прочих данных, не всегда желательных в импорте, но по этим параметрам желательно иметь возможность искать фотографии в каталоге.
Ключевые слова самого верхнего уровня иерархии часто не включают в экспорт.

Скажем, слово «страна» не несет при экспорте особенного смысла.
Если используются несколько типов названий одних и тех же сущностей (например, английские, русские и латинские имена растений или животных), их удобно помещать в базу ключевых слов как синонимы.

Пример ключевых слов верхнего уровня:

Action, Anatomy, Animals, Architecture, Art, Business, Cities, Clothing, Colors, Concepts, Continent, Countries, Directions, Disaster, Education, Energy, Environment, Ethnicity, Events, Expressions, Food, Gender, Government, Holyday, Landform, Light, Medical, Occupation, Oceans, Plants, Private, Religion, Seasons, Social, Sport, Transportation, Travel, Type, Weather, Wedding, World Location

Пример второго уровня: Animals -> amphibian, birds, fish, invertebrate, mammals, reptiles.

Пример иерархии: Durbar -> Kathmandu -> Nepal -> Countries.

Коллекции
Коллекции фотографий - это выборки из архива, сделанные либо вручную фотографом, либо по условию (Smart Collection). Внутри коллекции возможна расстановка фотографий в произвольной последовательности. Это полезно, например, при демонстрации слайд-шоу заказчику.

Стеки
Для тех, кто снимает панорамы или серии снимков (в том числе для HDR) полезной будет возможность организации фотографий в стопки-стеки. Стек позволит избежать длинных «рядов» похожих фотографий, каждая из которых по отдельности не представляет интереса.

Режим «Auto-Stack by capture time» позволяет автоматизировать сборку серий фотографий в стеки. Как можно догадаться из названия, этот режим объединяет в стеки фотографии, снятые с интервалом времени не более заданного. Может быть полезно при съемке панорам и серий.

Вывод
В статье была рассмотрена часть рабочего процесса фотографа, а именно каталогизация на примере LR.
Надеюсь, что последовательность описанных выше действий позволит упростить поиск ваших давних и текущих фотографий. Время, затраченное на организацию управляемого каталога и назначение ключевых слов, вернется сторицей при последующей работе с фото каталогом.

При написании были использованы материалы книг:
Martin Evening. Adobe Photoshop Lightroom 2 book.
Seth Resnick and Jamie Spritzer. The Photoshop Ligthroom Workbook.
А также видеокурсы с сайта Luminous-Landscape.com

В статье рассмотрена одна из тем, детально разбираемых на семинаре

В нашем походе по Южной Джунгарии затворы наших четырех камер сработали не менее 6000 раз. Съемка была абсолютно разноплановая: люди, горы, цветы, озера, панорамы, панорамы, панорамы... Снимки делали многие из нас, каждый в своем стиле и со своими приоритетами. Если попросить каждого обработать свои фотографии - получится очень красивый совместный альбом из лучших фотографий. У меня же, в голове руководителя похода, была немного другая задачка - сделать один большой фотопоток, где снимки с различных камер дополняют, усиливают и создают целостную атмосферу похода, где каждый возможный момент запечатлен и может быть точкой опоры при написании отчета. В рамках данного поста я расскажу о том, как создавался единый подробный альбом из наших походных фотографий с точными привязками по времени и координатами.

Для каталогизации фотографий я использую лайтрум и обработку буду иллюстрировать именно на примере этой программы. Тем не менее, читатель, использующий альтернативное ПО, может извлечь пользу из предложенного мною подхода и адаптировать его. Предполагается, что читатель обработал не одну тысячу фотографий, прежде чем начал читать этот пост. Хотя, я готов ответить на любые вопросы в комментриях и дополнить тот или иной пункт.

Ввиду того, что размер сообщения достигает объема в 2500 слов,

1. Сбор всех походных фотографий и пакетная обработка

1.1. Постпоходная чистка мусора с флешек

1.2. Первичная пакетная обработка пресетами

2. Синхронизация фотографий

3. Обработка панорам

3.1. Группировка панорам

3.2. Обработка панорам

3.3. Внедрение JPEG-панорам в каталог

4. Обработка остальных фотографий

5. Отметка фотографий на карте

6. Экспорт фотографий

Заключение

1. Сбор всех походных фотографий и пакетная обработка

1.1. Постпоходная чистка мусора с флешек

В первые дни все походные «фотографы» находят пару исключительных снимков, обрабатывают их, выкладывают в соц.сети и успокаиваются. Что я бы хотел предложить всем, кто приносит какие-либо фотографии из похода? Просмотрите все ваши фотографии и удалите откровенный мусор. К откровенному мусору я бы причислил те снимки, у которых есть более качественная альтернатива. Например, в серии из нескольких одинаковых портретов можно удалить кадры с закрытыми глазами или нерезкие исполнения, при наличии хорошего кадра. Часто такое бывает, что фотограф не сразу угадывает с экспозицией и делает несколько кадров на пути к желаемому результату. Всю эту предысторию можно также отправить в корзину. Так вот, если каждый «фотограф» почистит подобным образом свои исходники, то создание общего альбома значительно ускорится, ибо в противном случае чисткой мусора занимается главный фотограф.

1.2. Первичная пакетная обработка пресетами

Предполагается, что по окончанию предыдущего пункта все фотографии чудесным образом оказываются на компьютере у главного фотографа. Все, теперь он один на один со всеми фотографиями и у него впереди много работы. Тем не менее, побывав на его месте, я пришел к выводу, что правильная последовательность действий с самого начала может сэкономить очень много времени.

Загружаем все фотки в лайтрум и ложимся спать, пока происходит рендеринг превьюшек. Если у вас медленный компьютер - то полезно прочитать статью и задуматься о рендеринге 1:1 превьюшек. https://helpx.adobe.com/lightroom/kb/optimize-performance-lightroom.html

Одновременно с рендерингом превьюшек лайтрум умеет применять пресеты. Я, честно признаться, в этом деле дилетант, поэтому могу посоветовать лишь « Autotone» из основных встроенных пресетов лайтрума (для ночных снимков потом делаю « reset»). Для всех своих фотографий я изначально выставляю параметры увеличения резкости и уменьшения шума, обеспечивая наилучшее отображения фотографий, сделанных при достаточном освещении (коих в горах абсолютное большинство, а для вечерних и ночных подкручиваю ползунки отдельно). Так как мой единственный (нутыилох.жпг) объектив дает значительные искажения, обязательно активирую исправление геометрии линзы « Lens correction» для всех фотографий. Немного забегая вперед объяснюсь: лайтрум (и, наверное, фотошоп?) при склейке панорам все равно примет во внимание, что я снимаю на линзу со встроенными искажения и все исправит, а вот про программу PTGui я такого сказать не могу (мне кажется там нет встроенных профилей для объективов, не так ли?). В общем, чутье мне подсказывает, что склейка панорам в PTGui будет лучше для «выпрямленных» кадров, впрочем, если это не так, можете натыкать меня носом в комментариях.

Таким образом, в конце шага 1.2 у нас в каталоге импортированы все фотографии и уже даже немного обработаны. Хотелось бы добавить еще такую ремарку - лайтрум сам по себе является неплохим файловым менеджером. В режиме библиотеки вполне удобно создавать новые папки, перекидывать файлы изображений. Кроме того, подобный подход избавляет вас от необходимости “ find missing files and folders”.

2. Синхронизация фотографий

Изначально я импортировал четыре больших папки с исходниками - на каждую камеру своя папка. В первую очередь это удобно при синхронизации фотографий, т.к. точки отсчета времени зачастую не совпадают и нуждаются в синхронизации. В идеальном случае группа перед началом похода собирается где-нибудь с фотоаппаратами, выставляет на всех единое время, а для пущей надежности делает еще и одновременный кадр со всех тушек. (Раз уж пошла такая пьянка, можно синхронизировать диктофон и все, что вы планируете использовать для хронологии похода). Наша группа безусловно планировала это сделать, но что-то пошло не так.

Когда я отсортировал файлы в библиотеке по “ capture time” то конечно обнаружил относительные сдвижки по времени для каждой из камер. Вот группа сидит на перевале и пишет записку, а вот через пару минут ребята начинают на него подъем и так далее. С фотографиями с пентакса все было проще - там дата тупо на месяц позже стояла: P.

По ссылке выше написано и о том, как сбросить отредактированные времена Metadata -> Revert Capture Time to original. Конечным результатом всех ваших манипуляций должен стать единый фотопоток, где кадры с разных камер установлены в правильном хронологическом порядке и имеют правильную привязку к мировому времени. Если поднялись на перевал в 10:40 по Казахстанскому времени, фотки этого перевала должны иметь характерные времена. Это будет критически важно, если вы захотите автоматически привязать фотографии к GPS-треклогу.

3. Обработка панорам

Исключительной особенностью наших походных фотографий стали панорамные снимки. Свыше 2000 кадров объединенные по 3, 5, 40 штук в одно большое полотно. Панорамы в горах популярны в связи с тем, что позволяют объять необъятное, дают богатые сведения о расположении хребтов, перевалов, ледников и т.д. Каждый походный фотограф скорее всего без труда найдет свои панорамы, он их вспомнит. Дела обстоят значительно сложнее, когда чужие кадры панорамы достаются главному фотографу - где начало? Где конец? Это уже вторая панорама пошла, или это второй ряд предыдущей?

Во время написания поста возникла мысль о том, что каждый походный фотограф может в пункте 1.1 не только выкинуть мусор, но и склеить свои панорамы. Тогда исходные файлы для панорамы можно будет исключить, оставив только конечный продукт. В моем случае подобной утопии не было, и все панорамы я склеил сам.

3.1. Группировка панорам

В поиске панорам среди чужих исходников неоценимую помощь оказывает автоматическая группировка фотографий по времени снимка. Эффект очень простой - лайтрум автоматически создает группы, если между соседними кадрами прошлом меньше чем Х секунд, где Х единственный параметр (я использовал Х=8). Лайтрум, безусловно, объединит и много всего лишнего, но с панорамами ошибок не будет. Для этого выделяете все фотографии с какой-нибудь камеры и из контекстного меню запускаете этот могучий инструмент. https:// helpx. adobe. com/ lightroom/ help/ grouping- photos- stacks. html

Дальше - больше, лайтрум также умеет создавать панорамы и hdr прямо из RAW-файлов вашей библиотеки. Он создает новый dng-файл в папке с исходниками, у которого вы также можете крутить все ползунки, как будто при работе с RAW. https://helpx.adobe.com/lightroom/help/panorama.html

3.2. Обработка панорам

Небольшие панорамы до 10 кадров я создавал в лайтруме, больше 10 - обрабатывал в PTGui. Лайтрум очень удобен при склейке панорам - нажал одну кнопку, подождал и все готово. Результатом склейки панорамы является новый "увесистый" dng-файл, занимащий примерно столько же места, сколько сумма исходных RAW-снимков. Конечный dng-файл можно "без потерь" обрабатывать всеми средствами лайтрума. Если у вас производительный компьютер, резкие снимки и много места на жестком диске - то смело создавайте панорамы в лайтруме. На моем компьютере клеить 10 кадров уже занимало минут 5, и я не смог терпеть. При склейке панорам в лайтруме я оставался в рамках папки с исходниками фотографий.

До лайтрума я успел познакомиться с программой для склейки PTGui и я могу уверенно сказать, что она очень помогла при создании панорам. Из минусов - необходимо обработать и экспортировать JPEG-файлы «паззлов» будущей панорамы, конечный файл не является RAW и его невозможно редактировать lossless «без потерь», как это реализовано в лайтруме. Самый большой плюс - возможность видеть кусок какого файла используется в том или ином месте конечной панорамы. Если у какого-то из файлов «уплыла» резкость - то его вклад в панораму можно минимизировать с помощью маски или полностью выкинуть. Из своего опыта отмечу, что такое приходится делать достаточно часто. В лайтруме маску к нерезкому файлу не нарисуешь - его будет очень заметно на панораме. Ну и потом на больших панорамах в несколько рядов с помощью масок PTGui можно полностью контролировать результат склейки.


Я сделал небольшую сравнительную табличку этих инструментов и всячески агитирую осваивать PTGui, если желаете развиваться в плане создания панорам. В табличке не указан критерий "Используемый объем жесткого диска" , где далеко вперед оторвался PTGui с файлами настроек по 100-200Кб. Размер dng-файла лайтрума примерно равен сумме исходных снимков и в моем случае составлял 100-300Мб на каждую панораму, что в пересчете на количество панорам съедает приличный объем жестого диска. На картинке выше совсем вопиющий случай: на панораму из 5 кадров по 25 Мб лайтрум резервирует почти 200 Мб dng-файл. Если его отрендерить в жпег Q=11/12, то файл будет весить чуть меньше 18 Мб.

В завершение хотелось бы напомнить о существовании инструмента фотошопа content- aware fill (недоступна ни в лайтруме, ни в PTGui). Этот инструмент прекрасно заполняет пустые места (особенно небо) на ваших панорамах и позволяет сохранить информативность ваших панорам без ущерба эстетичности.

3.3. Внедрение JPEG-панорам в каталог

Для обработки в PTGui я создавал отдельную папку для каждой панорамы и перемещал туда RAW-файлы. Обрабатывал их, экспортировал в JPEG 100% и проводил процедуру склейки. На выходе получался один большой JPEG-файл, которого не было в лайтрум-каталоге после пункта 1.1 - а это значит, что целостность фотопотока нарушалась. Если вы сделали синхронизацию по времени на самом начальном этапе - то при добавление готовой панорамы в лайтрум она встанет на нужное место по времени.

По большому счету, исходные файлы из которых склеиваются панорамы начинают лишь загромождать каталог и мешать процессу. Я считаю, что достаточно логичным выглядит создание отдельной папки для панорам и перемещать туда все «сырье» для панорам, оставляя в исходниках лишь конечные dng и jpeg файлы. Папка с «сырьем» должна находить на уровне исходников. Теперь выделяя все исходники - 1927 файлов с панорамами просто не отображаются в библиотеке - это удобно.

4. Обработка остальных фотографий

Теперь, когда в библиотеке лежат обработанные панорамы и отсутствует «сырье» для них можно приступать к обработке остальных снимков. В ретуши фотографий я недалеко ушел от кнопки «Авто», поэтому предлагаю вам черпать знания об этом в других местах. С технической точки зрения хотел бы вас призвать разработать какую-то методику по сортировке фотографий и заниматься этим с самого начала. А может я и не прав, и в конце гораздо проще пробежаться по библиотеке и отсортировать то, что нужно.

В лайтруме можно использовать рейтинг 0-5 звезд, 6 цветов и флаги. Я в процессе обработки почти не удаляю файлы из каталога (за исключением пропущенного мусора из п.1.1.), обработанный файлам я ставлю оценку 1 звездочку, чтобы потом легко сформировать массив фотографий на экспорт (возможно тут разумнее было бы использовать таки-флаги). https://helpx.adobe.com/lightroom/help/flag-label-rate-photos.html

Для того, чтобы вам проще было придумать свою систему - пару примеров. Красить панорамы голубым, элементы флоры и фауны - зеленым, красным что-то плохое. Групповым фоткам с перевала поставить 5 звездочек, а карты для гугл-земли отметить флагом. Подобная организация файлов в лайтруме в-основном нужна для экспорта тех или иных изображений в отдельные альбомы. В комментариях было бы интересно почитать кто и как использует зведочки, цветы, флажки в лайтруме - особенно интересно про звездочки, так как в фильтре используется отсечка по нижней границе.

5. Отметка фотографий на карте

Фотографии из похода полезно бы отметить на карте, это автоматизирует их геопозиционирование во всяких сервисах типа panoramio и т.д. Кроме того, при использовании в отчетных данных люди смогут понять, где сделана фотография. Отмечать фотографии можно двумя способами, правильно и «как мы».

Правильный способ подразумевает создание треклога на протяжении маршрута. Это такой файл, который содержит отметки о вашем местоположении в конкретный момент времени. В самом деле как только вы синхронизировали все фотографии из похода с мировым временем - можно их автоматически привязать в модуле “ Map” лайтрума. Займет это совсем немного времени и от вас нужно будет просто подождать. За то у всех файлов пропишутся GPS-координаты, это будет удобно. https://helpx.adobe.com/lightroom/help/maps-module.html

Если у вас нет треклога - разметка фотографий на карте происходит вручную, «как мы» и сделали. Вам понадобится штурман группы, который нарисует нитку пройденного маршрута. Хронометрист группы, который подробно опишет в какой момент времени где находилась группа. Впрочем, любой другой участник, который может отождествлять место по снимку подойдет.

А дальше вы берете, открываете нитку маршрута в гугл-земле на одном мониторе, на соседнем открываете лайтрум и как можно точнее расставляете фотокарточки по карте. Достаточно точно можно разместить фотографии с, фотографии с мест стоянок (при отправке спутниковых сообщений). Все остальной «на глаз» и на совесть.

Кстати, из kmz-нитки, получаемой в гугл-земле можно сделать ориентировочный по времени gpx-файл, который и скормить лайтруму, тогда можно работать без второго монитора. Например, взять координаты из нитки и поставить к каждой точке сдвижку по времени в 1 минуту. Автоматическую привязку не делать, но трек будет видно хотя бы.

6 . Экспорт фотографий

Последний шаг - экспортирование фотографий. От готовых файлов мне прежде всего хотелось, чтобы они все шли в хронологическом порядке, чтобы все были в одном месте и не приходилось искать по разным папкам, чтобы информация о дате была в имени файла - это поможет при написании отчета.

Все эти проблемы решаются правильным именем файла, задаваемого во время экспорта. Первое что пришло в голову - это применение автонумерации: 001, 002, 003. В-общем, это скользкая дорожка, не рекомендую так делать. Если вы захотите заменить какой-то файл в альбоме - нужно будет вручную переименовывать потом новый файл. Если вдруг захотите расширить альбом новыми фотографиями - то придется вклиниваться в последовательность опять же ручным переименованием файлов типа 062а, 062б и т.д., т.к. 063 был занят при предыдущем экспорте. Конечно, можно каждый раз делать экспорт сызнова, обновляю нумерацию, однако я нахожу это непрактичным при размере альбома в более в 1000 файлов.



Я бы предложил именовать файлы вышеуказанным пресетом. В данном случае один и тот же файл будет всегда иметь одно и то же имя и обновляться автоматически. А правильная синхронизация по времени выдаст нужную хронологию. При таком подходе можно будет сначала экспортировать все файлы с нужным разрешением, а потом, к примеру, экспортировать все панорамы в высоком разрешении в ту же самую папку. Всю вот эту меджиковскую порнографию с параметрами съемки в имени файла я не люблю, нафик-нафик.

Заключение

Если оглянуться назад и задаться вопросом - стоило ли оно того, я без сомнения отвечу, что стоило. Я считаю, что лишь в рамках подобного подхода к обработке фотографии можно выжать максимум полезной информации из накопленного материала. С учетом того, что некоторые перевалы были пройдены нами впервые и любая информация по ним представляет ценность для пешего туризма - делать абы как не хотелось.

На протяжении похода возникла идея о составлении статистики похода, и я думаю она бы здесь неплохо смотрелась. На группу из восьми человек у нас было четыре зеркальных камеры и 5 стёкол.

После сортировки мусора осталось 5278 фотографий, 1927 из которых при помощи PTGui были склеены в 140 jpeg-панорам. В лайтруме было склеено еще 103 dng-панорамы, где число сырых файлов на панораму не превышало 10. Было снято 60 hdr-фотографий. В конечном альбоме содержится 20 групповых фотографий. В среднем группа делала 240 кадров в день, 86 из которых составляли крупные jpeg-панорамы.

Ну и на этом все, художественного альбома пока мы не сделали, а альбом на 1500 фотографий показывать просто неприлично. Посмотрите еще раз слайдфильм и танец лучше .

С появлением цифровых фотокамер стало возможным фотографирование абсолютно любых объектов и, что самое главное, в любом количестве. Цифровые технологии не накладывают практически никаких ограничений на простоту получения снимков. Непосредственным результатом этого стало то, что количество фотографий, создаваемых фотографом-любителем, не говоря уже о профессионалах, увеличилось в разы. На доступной и емкой карточке памяти к фотоаппарату можно легко разместить несколько сотен или даже тысяч кадров максимального качества. Причем печатается лишь малая часть из этих фотоизображений, полный же фотоархив обычно хранится на жестком диске компьютера.

Здесь-то перед фотографом и встает очень важный насущный вопрос – как хранить огромное количество цифровых снимков, чтобы не запутаться в огромном объеме файлов и при возможности быстро найти необходимую ему фотографию? С такой задачей каталогизации и упорядочивания фотоархива сталкивается практически каждый фотограф. Как наилучшим образом организовать свой домашний фотоархив для того, чтобы обеспечить легкий поиск и быстрое ретуширование отснятых кадров впоследствии?

Упорядочивание домашнего фотоархива

Надо сказать, что с решением проблемы упорядочивания и управления фотоизображениями каждый из фотографов справляется собственным, индивидуальным образом. Но в любом случае сначала все отснятые кадры переносятся фотографом с различных флешек и дисков на жесткий диск компьютера, который может использоваться специально для хранения архива и ведения каталога. Самый простой способ каталогизации фотографий – это заблаговременное переименование всех фотографий и размещение файлов на диске в отдельных папках с определенными названиями. То есть фотограф в данном случае занимается каталогизацией отснятых кадров вручную, переименовывая названия файлов и перенося их в нужные папки.

Такой подход можно использовать фотографу-любителю, который снимает не часто, в основном, например, семейные фотографии. Ему нет необходимости прибегать к сложным методам каталогизации. Вполне достаточно создать несколько папок для каждого года с подпапками для определенных событий – турпоход, встреча с друзьями или летний отдых. Таким образом, все папки с фотографиями будут расположены на жестком диске в хронологической последовательности, что довольно удобно для поиска нужных Вам фотоизображений.

Подобная простая система каталогизации домашнего архива хорошо работает, когда количество фотографий остается сравнительно небольшим. Но, как показывает практика, даже у обычных фотографов-любителей число отснятых кадров нарастает лавинообразными темпами. В результате, вся процедура переименования и размещения файлов становится довольно утомительной. Но самое главное, что в один прекрасный момент фотографу приходится с трудом вспоминать, к какому году или событию относятся те или иные снимки, которые он хочет найти. И с каждой новой съемкой положение будет только усугубляться. Поэтому очень многие фотографы, снимающие кадры в больших количествах, предпочитают пользоваться специальными программами для каталогизации фотоизображений. В основе таких органайзеров фотографий лежит принцип физической разбивки на папки и сортировки кадров посредством ключевых слов.

Каталогизация фотографий с помощью программных средств

Справиться с упорядочиванием и каталогизацией большого объема цифровых снимков Вам поможет специальная программа – органайзер фотографий. Сегодня в сети их можно найти предостаточно, какие-то распространяются совершенно бесплатно, использование же других предполагает приобретение лицензии. К числу наиболее популярных и востребованных органайзеров фотографий можно отнести такие программы, как Adobe Photoshop Album, Lightroom, PicaJet Photo Album, Extensis Portfolio, iView, Photo Cataloging, Google Picasa, FotoAlbum Pro и многие другие. Каталогизация фотографий в большинстве подобных программ осуществляется посредством размещения отснятых кадров в своеобразном хранилище, в котором вся информация разбивается на определенные категории. Внутри этих категорий также могут размещаться подкатегории и ярлыки. Все фотографии, располагаемые в таком хранилище, помечаются так называемыми метаданными, то есть данными о фотографиях, содержащими определенные ключевые слова, дату съемки и краткое описание. Создаваемые программой логические папки с фотографиями напоминают обычные физические папки, однако отображаемые в них файлы могут находиться не в одном конкретном месте, а в самых разных физических папках жесткого диска компьютера.

В самой логической папке хранятся только ссылки на файлы изображений. Соответственно, это означает, что в каждой фотоколлекции, создаваемой пользователем, могут фигурировать снимки из разных источников. Таким образом, программа автоматически организует некую SQL базу данных с превью всех размещаемых на жестком диске фотографий. Такие программы обеспечивают удобный и быстрый поиск отснятых кадров и их демонстрацию. Более того, органайзеры фотографий зачастую не ограничиваются лишь каталогизацией цифровых снимков и предлагают фотографу такие дополнительные возможности, как быстрая корректировка изображений, регулировка яркости и контрастности, обрезка фотографий и многое другое.

Понятно, что пользоваться такой программой при имеющемся архиве с большим объемом фотографий очень удобно. Но для того, чтобы поместить фотографии в каталог, необходимо сначала снабдить их соответствующими данными. Совсем необязательно снабжать каждую фотографию подробнейшим описанием. Ключевые слова должны быть достаточно короткими, их главная задача заключается в том, чтобы облегчить процесс поиска фотографий. При помещении каждой новой партии фотографий в каталог они сначала просматриваются, затем удаляются не получившиеся снимки и выполняется небольшая коррекция изображений. Некоторые фотографии можно сразу же конвертировать в черно-белый формат или изменить цветовую насыщенность снимка с помощью возможностей органайзера фотографий.

Далее каждому фотоизображению присваивается своя особая метка – ключевые слова. Причем такие ключевые слова в каталоге могут иметь несколько уровней, например, «Путешествия» — «Страна» — «Чехия» — «Прага». Кроме ключевых слов, к фотографии можно добавить и некоторое описание, в частности, где и при каких обстоятельствах был сделан данный снимок. Фотографии также обязательно сопровождаются пометкой о дате съемки. С помощью ключевых слов и системы пометок программа очень быстро найдет нужную Вам фотографию или представит целый список снимков, разыскиваемых по ключевым словам. Причем осуществлять поиск можно не только по ключевикам, но и по названию альбома и дате съемки. Вы также сможете быстро просмотреть все фотографии, сделанные за интересующий Вас период времени. Фотографии в каталоге могут сопровождаться и Вашим личным рейтингом, чтобы Вы сразу же могли вспомнить о наиболее удавшихся и интересных кадрах в конкретной фотосессии. Посредством органайзера фотографий Вы можете быстро переносить свои коллекции на другие носители и записывать на DVD диски, а также создавать слайд-шоу с субтитрами и музыкой.

Итак, очевидно, что каталогизация фотографий – это процесс достаточно трудоемкий, требующий от фотографа просмотра каждого снимка, снабжения его ключевыми словами и описанием. Однако правильная организация фотоархива однозначно окупится сторицей, ведь это существенно упростит поиск отснятых кадров по сюжету, дате и другим критериями. Работа с каталогом фотографий обеспечит Вам существенную экономию времени.

© 2017 сайт

Чем больше вы фотографируете, тем более актуальной становится проблема организации фотоархива. Многие люди не утруждают себя подобными вопросами и просто сваливают все фотографии в стандартную папку под названием «Изображения» или «My Pictures», расположенную, естественно, в самом уязвимом месте, т.е. на системном диске. Со временем там скапливаются сотни, а затем и тысячи несистематизированных фотографий, и когда возникает необходимость найти в этом хаосе нужный кадр, приходится перелопачивать весь архив. Если же фотографии не собраны в едином каталоге, а, как это тоже нередко бывает, произвольно разбросаны по всему жёсткому диску, то поиск конкретного снимка, а то и целой фотосессии может стать весьма нетривиальной задачей. Мы даже не говорим о рисках, связанных с переустановкой операционной системы, или, что ещё хуже, переездом на новый компьютер.

Словом, чем раньше вы озаботитесь вопросом правильной организации хранения фотографий, тем проще вам будет, когда количество снимков в вашем архиве вырастет до десятков тысяч.

Где хранить фотографии?

Однозначно не на системном диске. И уж точно не в стандартной папке «Pictures», которую могут использовать для своих сомнительных целей самые разные приложения. Для хранения фотографий я рекомендую вам выделить как минимум отдельный логический диск. Ещё лучше, если это будет отдельный винчестер, благо, стоят они на сегодняшний день недорого.

Программы-каталогизаторы

В общем-то, для организации фотоархива можно обойтись и без каких-либо специальных программ. Используя любой универсальный файловый менеджер, вроде Проводника Windows или Total Commander, вы можете вручную перетащить файлы с камеры на винчестер и раскидать их по папкам. Однако подобные менеджеры не приспособлены для работы именно с изображениями (особенно с большим количеством изображений), и потому не позволяют толком ни сортировать, ни просматривать, ни переименовывать снимки, ни тем более присваивать им рейтинги. Для всех этих целей лучше воспользоваться какой-нибудь специализированной программой для просмотра и каталогизации изображений.

Лично я пользуюсь Nikon ViewNX-i и Adobe Bridge. Более серьёзные фотографы предпочитают Photo Mechanic. Это дело вкуса.

Популярный RAW-конвертер Adobe Lightroom содержит свой собственный встроенный каталогизатор (модуль Library) с весьма достойным функционалом. Почему я им не пользуюсь? Всё дело в том, что в Lightroom мы работаем не с файлами и папками как таковыми, а с некими виртуальными каталогами (Apple Aperture действует схожим образом). Мне эта идея совершенно не по душе. Я предпочитаю работать непосредственно с живыми файлами, лежащими в настоящих каталогах, куда я их собственноручно помещаю, и всегда чётко представлять, где находятся все мои фотографии на любых этапах их редактирования. Lightroom же считает, что он умнее фотографа, и постоянно путается под ногами. Впрочем, это моё личное мнение и я вам его не навязываю, тем более что многих система лайтрумовских каталогов полностью устраивает.

Структура папок

Можно выделить два основных подхода к построению иерархии папок. В первом случае отправной точкой служит дата, а во втором – предмет или место съёмки.

Группировка по годам является наиболее распространённым способом организации фотографий. Выглядит это обычно следующим образом: каждый год вы создаёте новую папку, имя которой соответствует текущему году, и уже внутри этой папки создаёте каталоги для каждой конкретной фотосессии или тематической группы фотосессий. На следующий год вы переходите к новой папке. Получается примерно такая структура:

  • Фотоархив
      • Поход в зоопарк
      • Поездка в Ергаки
      • День рождения бабушки
      • Концерт «Disaster Area»

Если какие-то однотипные события повторяются, можно добавить дополнительные уровни, например вот так:

    • Туризм
      • Кольский полуостров
      • Подмосковье
        • апрель 30 - май 1
        • июнь 18-19
        • июль 25-31

Ваша структура может выглядеть иначе – желательно, чтобы она соответствовала именно вашим потребностям. Иными словами, у вас должен быть определённый план, позволяющий упорядочить ваш архив.

Для событий, повторяющихся регулярно из года в год, целесообразно использовать первичную группировку не по году, а по событию. Например, если вы каждую зиму ездите в Хибины кататься на лыжах, то стоит в корневом каталоге создать папку «Хибины», а уже в ней соответствующие каждому году подпапки: «2014», «2015», «2016» и т.д.

Можно упорядочить фотографии, разделив их на жанры: «Предметная съёмка», «Портреты», «Путешествия», «Макросъёмка» и пр. Каждая из этих папок может быть разбита на подразделы в соответствии со своим содержимым. Например, если бы я снимал свадьбы, то у меня была бы большая папка, озаглавленная «Свадьбы», в ней папки для каждого года, а уже в них – для каждой конкретной свадьбы.

Словом, проявите фантазию. В любом случае вам придётся создать свою собственную иерархию каталогов, поскольку только вы можете иметь адекватное представление о качественном и количественном составе своего фотоархива. Важно, чтобы логика построения иерархии была для вас прозрачной и позволяла без большого труда отыскать нужные снимки даже спустя годы. Это означает, что единожды определившись с организационными принципами, которые вы будете применять к своим фотографиям, вы должны стараться последовательно придерживаться этих принципов в дальнейшем. Впрочем, нет ничего плохого в том, чтобы раз в несколько лет перебирать свой архив и вносить определённые коррективы в его организацию. Главное, не пускать дело на самотёк.

Как быть с различными форматами?

Один и тот же снимок может существовать в нескольких форматах. Например, вы снимаете в RAW , затем конвертируете файлы в TIFF, а после обработки в Фотошопе сохраняете конечный результат как JPEG. При этом вы бы не хотели удалять исходные файлы, поскольку они могут вам пригодиться в будущем. Как это увязать с описанными выше способами каталогизации? Есть несколько путей.

Во-первых, можно сохранять производные файлы в тех же папках, что и исходные. Единственный плюс данного способа в том, что все файлы, относящиеся к одному снимку, лежат в одном месте. Основной же минус в том, что в одной папке скапливается слишком много файлов (зачастую с одинаковыми именами), которые крайне редко бывают нужны единовременно, что сильно затрудняет сортировку и просмотр фотографий.

Во-вторых, в каждой конечной папке вашего фотоархива можно создать отдельные папки для каждого формата, например «RAW» и «TIFF». Однако это значительно усложняет и без того изрядно разветвлённую структуру каталогов.

И, наконец, в третьих, можно создать несколько отдельных архивов, причём структура папок в каждом них может быть как параллельной, так и совершенно независимой.

Пример метакаталога

На жёстком диске, выделенном для хранения фотографий, у меня имеется большая папка «Photos». Она разбита на следующие 5 подпапок: «1 - New», «2 - Workflow», «3 - RAW», «4 - Edited» и «5 - Stock». Их содержимое и внутренняя структура таковы:

Пака «1 - New» предназначена для свежеотснятого материала. Снимки там подолгу не задерживаются, и потому необходимость в развитой структуре отсутствует. Каждый раз, подключая камеру к компьютеру, я создаю в папке «1 - New» новую папку с порядковым номером, обозначающим конкретную фотосессию, и переписываю туда все имеющиеся на карте памяти RAW-файлы. Когда у меня появляется время, я возвращаюсь к этой папке и сортирую её содержимое: часть фалов перемещается в папку «2 - Workflow», а остальное удаляется, после чего удаляется и сама папка. Одновременно в папке «1 - New» у меня живёт не более десяти папок.

В папке «2 - Workflow» лежат те файлы (как RAW, так и TIFF) с которыми я работаю в настоящее время. Они могут быть свалены в одну кучу, а могут быть разнесены по временным папкам. По завершению обработки RAW-файлы (вместе с файлами настроек.xmp) отправляются в папку «3 - RAW», а конечные TIFF или JPEG файлы – в папку «4 - Edited».

Папка «3 - RAW» разбита по годам, а годы по кварталам. Я крайне редко возвращаюсь к старым RAW-файлам, а потому подобного механического способа организации вполне достаточно.

Папка «4 - Edited» – самая главная папка моего фотоархива. В ней хранятся конечные варианты отредактированных фотографий. Она разбита на многочисленные папки, соответствующие основным жанрам и регулярно посещаемым локациям, а каждая из этих папок подразделяется в свою очередь либо по дате, либо по месту, либо по конкретному предмету съёмки – в зависимости от того, какой иерархический принцип я счёл наиболее уместным в том или ином случае. Подробнее об этом мы говорили выше.

Кроме того, я упомянул папку «5 - Stock». Туда помещаются копии файлов из папки «4 - Edited», предназначенные для коммерческого использования. Внутренняя структура папок здесь весьма специфична, а, главное, непостоянна и переменчива, в связи с чем, мы не будем заострять на ней своё внимание.

Очевидно, что мой подход к каталогизации фотографий подходит далеко не для всех, но мне хотелось показать вам общий принцип организации фотоархива, с тем, чтобы вам было проще придумать собственную систему.

Имена файлов

К сожалению, большинство фотокамер дают снимкам бессмысленные имена вида «DSC_0001». Такие названия мало того что не несут никакой информации о снимке, так ещё и таят в себе немалую опасность. После того как вы отснимете 9999 кадров (а это произойдёт быстрее, чем вы думаете) счётчик обнулится и имена файлов начнут повторяться. Если файлы с идентичными именами попадут в одну папку, вы рискуете либо попросту утратить более ранние снимки, либо, если повезёт, получить совсем уж странные пары имён вроде «DSC_0001» и «DSC_0001 (1)».

Выход? Правильно. Переименовывать все файлы без исключения, чтобы их имена были, во-первых, полностью уникальными, и, во-вторых, содержали в себе хоть какую-то сортировочную информацию.

Все приличные программы-каталогизаторы позволяют переименовывать снимки в автоматическом режиме по заданному шаблону, так что эта работа не отнимает много времени. Лучше всего переименовывать файлы непосредственно в момент импорта их на компьютер, и уж в любом случае это нужно сделать до того, как они отправятся на хранение в основной архив.

Имена файлов можно составить по следующей схеме: <дата>_<место или событие>_<порядковый номер>. Например, «140812_Прага_0086». Это имя уникально и информативно. Оно говорит о том, что снимок был сделан в 2014 году в августе месяце 12 числа в городе Праге и имеет порядковый номер 86. Файлы с подобными именами отлично сортируются и их очень легко искать, пользуясь стандартными поисковыми функциями операционной системы или файлового менеджера.

Как и в случае со структурой каталогов вы вольны придумать собственный шаблон имени файла. Имя может начинаться не с даты, а с места или предмета съёмки; можно обойтись только датой и порядковым номером; можно ввести дополнительные переменные, взятые из метаданных, вроде модели фотоаппарата или фокусного расстояния объектива. Выбор за вами. Главное здесь – системность, единообразие и постоянство.

Резервное копирование

Необходимость резервного копирования настолько очевидна, что об этом, кажется, не стоило бы и напоминать, но я всё-таки напомню, поскольку и сам иногда забываю сделать бэкап. В один прекрасный день жёсткий диск со всеми вашими фотографиями без какого бы то ни было предупреждения накроется медным тазом, причём сделает это в самый неподходящий момент. Это абсолютно неизбежно. Если с вами такого ни разу не происходило, то, возможно, вы просто ещё недостаточно долго занимаетесь фотосъёмкой. В любом случае нужно быть готовым к худшему.

Купите внешний жёсткий диск и регулярно копируйте туда содержимое своего фотоархива. С периодичностью определитесь сами. Можно делать копирование раз в неделю, а можно совмещать эту процедуру с импортом новых снимков на компьютер – как вам будет удобно. При желании можно даже наладить автоматическую синхронизацию двух дисков.

Если вы не боитесь прослыть параноиком, можно завести сразу два диска для резервного копирования и один из них хранить вне дома (в гараже, у родственников, в банковской ячейке – где угодно). Копирование осуществляется на тот диск, что под рукой. Раз в неделю (или с иной периодичностью) диски меняются местами. Так вы получаете шанс сохранить большую часть своих фотографий даже в том случае, если на ваш дом упадёт метеорит.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Средства для организации есть практически в каждой программе для работы с изображениями. Вы часто можете встретить программы, которые одновременно являются и вьюверами, и редакторами, и каталогизаторами. Это, например, Zoner Photo Studio, ACDSee, Nero Kwik Media и многие другие. Спору нет, инструменты «все в одном» удобны для многих пользователей. Но если среди множества их возможностей основными для вас являются те, которые касаются упорядочивания фотографий, возможно, стоит присмотреться к специализированным программам.

Во-первых, такие приложения не перегружены лишними опциями — и потому в большинстве случаев работают быстрее и стабильнее, чем мультимедийные комбайны. Во-вторых, специализированные программы обычно предлагают больше средств для поиска фотографий по разным критериям. О пяти приложениях, упрощающих организацию фотоколлекции, читайте в обзоре.

⇡ Daminion 1.0 RC

  • Разработчик: Daminion Software
  • Операционная система: Windows
  • Распространение: бесплатно
  • Русский интерфейс: есть

Под нынешним названием каталогизатор Daminion разрабатывается уже более пяти лет, но опыт его создателей в написании приложений для организации фотоснимков гораздо больше. Ранее разработчики Daminion выпускали программу PicaJet, но позже решили написать совершенно новое приложение с многопользовательским доступом к базе фотографий и другими интересными возможностями. При этом доступна и однопользовательская версия Daminion, которая распространяется бесплатно. Многопользовательская версия называется Daminion Server.

Daminion работает с каталогами — базами данных фотографий, и добавление файлов в каталог — забота пользователя. Это значит, что нужно вручную указать путь к папкам со снимками. При этом файлы могут физически копироваться или переноситься в папку, которая используется для хранения данных, а могут просто добавляться в каталог без копирования. При этом Daminion запоминает относительные пути к файлам, поэтому при переносе фотографий на другой накопитель все данные в каталоге сохранятся. При добавлении фотографий в каталог можно сразу присваивать им метки, а можно делать это позже — тут все на усмотрение пользователя.

Как только файлы заносятся в каталог, они отображаются в окне программы в виде эскизов с подписями. В подписи можно увидеть основную информацию о файле: название, разрешение, размер, выдержка, ISO. Кроме этого, каждый эскиз содержит инструменты для организации: можно быстро выставить рейтинг, отметить изображение, добавить ключевые слова, установить цветовую метку, просмотреть подробные метаданные. Пользователь может изменить способ отображения файлов, выведя только изображения без дополнительной информации или, наоборот, убрав эскизы и вызвав список файлов с информацией о них.

Если выделить изображение, на панели «Свойства» можно увидеть больше информации о нем. Тут же есть возможность и дополнить эти сведения: указать людей, которые на нем запечатлены, событие, в вовремя которого была сделана фотография, место съемки, категорию. Для профессиональных фотографов предусмотрены такие поля, как «Проект», «Клиент», «Авторские права». Заполнять поля на панели «Свойства» можно и в пакетном режиме — для этого достаточно просто предварительно выделить нужные фотографии. Все изменения в тегах синхронизируются с метаданными файлов, поэтому информация о файлах всегда представлены и в базе данных, и в самих файлах.

Если правая панель является информационной и одновременно служит для ввода данных, то левая панель — «Теги» — предназначена для поиска. Все критерии поиска файлов тут как на ладони. Например, можно отобразить только снимки, расположенные в одной папке, раскрыть список «Дата создания» и быстро найти фотографию по месяцу съемки, вывести исключительно файлы с максимальным рейтингом и так далее. Очень важно, что, кроме пользовательских средств для организации, программа предлагает и множество автоматических. Например, очень просто отобрать снимки, сделанные определенной камерой, с использованием определенного объектива, имеющие гео-метки. Нет ничего сложного и в том, чтобы задействовать сразу несколько условий.

Есть в программе и расширенный поиск, позволяющий задействовать до пятидесяти параметров, в том числе операторы AND, OR и другие.

Инструментов для редактирования изображений в Daminion нет, можно только поворачивать эскизы для более удобного просмотра. Если какие-то изменения были внесены ошибочно, всегда можно откатиться до предыдущей версии — программа ведет учет редакций. Это особенно актуально при многопользовательской работе с приложением.

Daminion работает не только с графическими файлами, но и с видео, документами PDF. При этом программа оптимизирована для работы с очень большими коллекциями изображений (тестовая база состоит из 500 тысяч снимков), поэтому можно не переживать за стабильность ее работы при добавлении новых файлов. Кстати, для удобства можно использовать несколько независимых каталогов, которые могут быть открыты в программе одновременно, — каждый на отдельной вкладке.

⇡ IMatch 3.6

  • Разработчик: photools.com
  • Операционная система: Windows
  • Распространение: shareware
  • Русский интерфейс: нет

Несмотря на то, что последняя версия IMatch датирована концом прошлого года, при взгляде на интерфейс программы создается впечатление, что ей уже много лет. Действительно, внешний вид всегда был слабым местом IMatch, а на фоне современных интерфейсных решений мелкие кнопки с графикой в стиле Windows 2000 смотрятся страшновато. Автор уже давно обещал переработать внешний вид приложения, но пока этого так и не сделал. Однако многие пользователи все равно отдают предпочтение именно этой программе.

Главная причина — поддержка скриптов, благодаря которым можно подключить к программе практически любую функцию, не реализованную в ней по умолчанию. Например, есть скрипты для управления версиями файлов, для поиска файлов, которые были неверно помечены тегами, для проверки правильности названий и прочие. Скрипты необязательно создавать вручную — очень многие полезные дополнения уже написаны другими пользователями программы и доступны на форуме.

Еще одна важная особенность IMatch — стабильная работа с большими коллекциями файлов. Программа без проблем справляется с базами данных, в которых сотни тысяч фотографий, не тормозит и работает достаточно стабильно. Кроме этого, в IMatch реализовано периодическое напоминание о необходимости создания резервной копии.

Как и Daminion, эта программа работает с базами данных фотографий, которые необходимо вручную наполнить фотографическим контентом. Процессы создания базы данных и импорта изображений реализованы в виде мастера, но несмотря на это, назвать их интуитивными сложно. Уж слишком много флажков приходится устанавливать по ходу дела. По умолчанию в окне программы база данных отсортирована по папкам. Также возможен просмотр по категориям, по сохраненным шаблонам для поиска, по истории выделенных файлов и так далее.

⇡ MyPhotoIndex 1.24

  • Разработчик: My Photo Index
  • Операционная система: Windows
  • Распространение: бесплатно
  • Русский интерфейс: нет

MyPhotoIndex уступает по функциональности своим более продвинутым конкурентам, однако у программы есть несколько важных преимуществ. Во-первых, программа бесплатная и имеет открытый код. Во-вторых, она очень простая, и пользователю не нужно долго ломать голову над тем, где найти тут или иную опцию, — они все под рукой.

Программа предлагает организацию фотографий по категориям, по тегам и по рейтингу. Теги могут быть добавлены срезу же при импорте изображений в базу данных программы, причем, несколько меток, которые используются чаще всего, уже добавлены по умолчанию.

Доступ ко всем основным функциям реализован через контекстное меню. С его помощью можно добавлять и удалять теги, дописывать и редактировать комментарии, изменять дату создания снимка, отправлять фотографии на печать, шифровать их, устанавливать в качестве обоев на рабочий стол. Отдельно стоит отметить возможности обмена данными: одним щелчком мыши фотографии можно загрузить на Facebook, Flickr и на другие сервисы.

Используя встроенные средства для поиска, пользователь может искать фотографии по тегам, по названию и по другим критериям. Удобна функция поиска изображений, которые были сделаны между двумя указанными датами.

⇡ Photo Event Organizer 1.3

  • Разработчик: GearMage
  • Операционная система: Windows
  • Распространение: бесплатно
  • Русский интерфейс: нет

Конечно, очень хорошо, когда у вас есть время и желание держать свою фотоколлекцию в идеальном порядке: ставить рейтинги, сортировать снимки по категориям и добавлять теги. Но, к сожалению, даже простой разбор сотен фотоснимков по папкам у некоторых затягивается на месяцы. Благодаря большим картам памяти мы можем не задумываться о нехватке места и часто копируем фотографии на компьютер раз в два месяца. И тогда все события, зафиксированные за это время, оказываются в одной куче.

Photo Event Organizer — это простая программа, которая помогает в простой сортировке запущенных фотоархивов по дате. Укажите директорию, в которой хранятся все фотоснимки, а также установите промежуток времени, определяющий продолжительность одного события. После этого программа покажет, фотографии за какой период попадут в каждую папку, и предложит дать название каждому событию, во время которого они были сделаны. При желании можно сортировать фотоснимки просто по месяцам или по годам.

После завершения операции вы увидите новые папки с аккуратными названиями типа «Октябрь» и «Ноябрь». Photo Event Organizer может как копировать фотографии в новые папки, так и перемещать их, что, конечно, быстрее. Если в процессе копирования обнаружатся дубликаты, они в новую папку перенесены не будут. Таким образом, программа еще и может помочь освободить немного места на жестком диске.

⇡ Namexif 1.6

  • Разработчик: Digicamsoft
  • Операционная система: Windows
  • Распространение: бесплатно
  • Русский интерфейс: нет

И под конец — еще одна простенькая бесплатная утилита, которая помогает организовать фотографии, добавив в названия файлов информацию о времени съемки. Сведения берутся из метаданных, записанных в файл в момент его создания. Как только вы получаете файлы с названиями типа 2013-04-01-17h56m56.jpg, ориентироваться в них становится немного проще.

Работа Namexif организована в виде мастера: сначала пользователю предлагается указать файлы или папки. Поскольку программа умеет заглядывать во вложенные папки, можно сразу же выбрать корневую директорию, и тогда Namexif найдет и переименует сразу все фотографии.

На втором этапе нужно выбрать формат переименования. Например, приложение может оставить оригинальное имя в конце или добавить ко всем названиям произвольные символы.

К сожалению, функции предварительного просмотра изменений, равно как и отката, не предусмотрено, поэтому лучше сначала потренироваться на небольших папках.

⇡ Заключение

Требования к программам для организации изображений могут быть разными, но конечная цель для пользователя всегда одна и та же — возможность быстро найти нужную фотографию. Каждая из рассмотренных выше программ по-своему помогает в этом, поэтому остается выбрать ту, которая лучше всего подойдет именно вам. Не стоит забывать о том, что фотографии, которые вы не можете найти, насколько же бесполезны, насколько и давно удаленные.